Подлинная энциклопедия отечественного авиационного моторостроения

Подлинная энциклопедия отечественного авиационного моторостроения

Вторая мировая война заслуженно получила название «войны моторов». Именно в 1940-е годы авиаиндустрия совершила колоссальный рывок в создании поршневых двигателей воздушного и жидкостного охлаждения и приступила к освоению реактивных двигателей. Для руководства СССР, равно как и для глав других ведущих мировых держав, был очевиден принцип: мощные моторы равно быстрые самолёты равно превосходство в воздухе равно победа! Спустя десятилетия на первый план вышли другие самолётные системы. Сейчас принято считать, что совершенство истребителя или бомбардировщика определяется его незаметностью, вычислительной мощностью и натренированностью искусственного интеллекта, сокрытого в бортовом оборудовании. Но все признают, что даже самый совершенный летающий компьютер без передового двигателя не позволит боевому самолёту претендовать на звание машины пятого поколения.

Несмотря на огромное значение, которое имеет двигатель для боевого самолёта, в авиационной литературе пламенным моторам, как правило, уделяется не слишком много внимания. Да и выдающиеся создатели отечественных авиадвигателей, увы, не на слуху у массовой аудитории. Многие любители авиации затруднятся с ответом на вопросы, сколько цилиндров было у двигателя на том или ином известном самолёте, сколько ступеней компрессора или турбины. Между тем, для любого человека, интересующегося высокотехнологичным машиностроением, было бы познавательно познакомиться с историей создания сложнейших изделий, узнать о проблемах, которые преодолевали создатели моторов, понять, сколь элегантные и нетривиальные решения они применяли.

Книга «Двигатели боевых самолётов России» — первая часть посвящённого отечественным авиадвигателям трёхтомника, вышедшего в 2020 году в издательстве «Медиарост». Она может удовлетворить любопытство и интерес и любителя авиации, делающего первые шаги в изучении этого вопроса, и искушённого знатока, проштудировавшего десятки книг и сотни статей. Первым делом, книга вводит нас в курс дела, простым языком и наглядными иллюстрациями рассказывая о принципиальном устройстве различных двигателей. А затем читатель погружается в увлекательное повествование, которое проводит сквозь десятилетия, говоря просто о сложном — о создании и освоении в производстве поршневых, а затем и реактивных двигателей для боевых самолётов.

Каждая глава — это сборник историй успеха. Авторы книги — Владимир Ростиславович Котельников, Ольга Владимировна Хробыстова, Владимир Андреевич Зрелов, Владимир Алексеевич Пономарёв — намеренно ограничили своё произведение рассказом о 168 двигателях и модификациях двигателей, применявшихся на серийных самолётах. Но каждому из состоявшихся проектов уделено большое внимание, поэтому, вероятнее всего, после прочтения книги для читателя не останется белых пятен в теме авиационного моторостроения.

Четыре части книги рассказывают о поршневых моторах, о газотурбинных двигателях первого-третьего, четвёртого и пятого поколений. Также приведены биографические справки о выдающихся отечественных двигателестроителях.

Отдельно стоит обратить внимание на богатый иллюстративный материал, на качественную вёрстку и высокий уровень полиграфии. Книга станет хорошим подарком для тех, кто интересуется авиацией. Благодаря большому количеству фактов, приведённых в описании конструкции изделий, она может оказаться полноценным справочником. А для тех, кто ещё не определился с выбором жизненного пути, издание станет надёжным проводником в мир авиационных моторов.

Приобрести книгу можно на маркетплейсе OZON
https://www.ozon.ru/product/.../
УДК 621.431.75
ББК 39.5г
К73
ISBN 978-5-906071-02-6

Рыбинск, издательство «Медиарост», 2020

Источник: aviaport.ru