Авиационный пресс-клуб, объединяющий представителей пресс-служб компаний авиационной и смежных отраслей и журналистов, пишущих об авиации, 08 декабря провёл свою XXI встречу. Событие получилось динамичным и запоминающимся благодаря интеграции партнёров. Полагая, что среди наших читателей есть специалисты, занимающиеся организацией мероприятий, мы делимся своим опытом подготовки и проведения встречи.
Формирование концепции
Проведение встречи участников Авиационного пресс-клуба в 2022 году накладывало на организатора мероприятия особенные обязательства. Предыдущие 20 встреч сформировали определённый уровень ожиданий, ту самую планку, уронить которую было недопустимо. Кроме того, предыдущая встреча прошла в 2017 году. За пять лет в кадровом составе как компаний авиационной отрасли, так и СМИ произошли заметные изменения. Тех, кто неоднократно посещал встречи Авиационного пресс-клуба ранее, не нужно было агитировать приехать в Москву, бросив прочие дела. Но для ряда приглашённых вставали вопросы: что это за мероприятие? Кто там будет? Какова программа работы?
Меж тем, вопрос позиционирования мероприятия остро стоял для нас в 2005—2006 годах, когда мы формировали его концепцию. На первых порах мы пытались создать профессиональную площадку для обмена опытом. Когда в апреле 2006 года на площадке столичного Bookafe впервые собралось 30 представителей авиационного PR и СМИ, почти треть времени встречи было посвящено выступлениям коллег, которые рассказывали о порядке взаимодействия журналистов с пресс-секретарями, озвучивали пожелания в адрес партнёров — какая информация нужна для подготовки статьи, на какие запросы может ответить пресс-служба и т.д. Увы, уже на третью встречу, состоявшуюся в 2007 году, мы не нашли спикеров, которые хотели бы высказать свою позицию.
Второй этап осмысления концепции Авиационного пресс-клуба привёл нас к тому, что узкий круг, в котором все друг друга знают, не формирует запроса на какую-то активность. Старым знакомым, которые по нескольку раз в год встречаются на различных пресс-конференциях (а журналисты авиационного пула, как кажется, и вовсе не расстаются друг с другом, переходя с одной площадки на другую), раньше или позже наскучат однообразные события. Естественная реакция — давайте расширять круг участников, чтобы появление новых лиц, вливание свежей крови давало новый смысл — знакомства и налаживание партнёрских связей.
Упрощённый подход к знакомствам был ограниченно работоспособным. На четвёртой встрече мы выстроились в круг и предложили каждому гостю кратко рассказать о себе. В среднем на рассказ уходило от 40 до 60 секунд. Гостей было более 50, поэтому, когда самопрезентации подошли к середине, стало ясно, что запомнить такой объём информации невозможно. Формат был упразднён. Спустя некоторое время мы попросили участников встречи прислать в наш адрес фотографии и краткую подпись. Гостей на входе в зал встречал информационный стенд, где можно было получить представление, кто какую компанию представляет и как выглядит. Увы, и это решение не сработало. В итоге на втором десятке мероприятий мы объявили конкурс визиток и наградили участников, которые в ходе встречи собрали наиболее внушительную коллекцию визитных карточек. Отсутствие печатных визиток как обязательного атрибута любого человека, занимающегося коммуникациями, погубило и эту зарождавшуюся традицию.
Развитие — всегда путь проб и ошибок, и мы не стесняемся признаваться в том, что частенько шли по ложному пути. Однако некоторые наши идеи приживались, повторяясь из года в год и получая позитивный отклик участников. О конкурсе профессионального мастерства среди журналистов мы подготовили отдельную статью. Конечно, не мы изобрели формат награждения журналистов, мы не единственные, кто этот подход практикует. Но мы считаем, что общественное признание действительно заряжает энергией и мотивирует работать больше, работать лучше. Поэтому, как и в былые годы, в будущем часть наших гостей будет увозить домой дипломы Авиационного пресс-клуба.
Второй конкурс имеет развлекательный характер. И журналисты, и пиарщики — люди творческие, но формат заметок и пресс-релизов не всегда даёт возможность выплеснуть креативную энергию наружу. Для многих мероприятий предусмотрен дресс-код, суть которого — унифицировать внешний вид, установить ограничения, дабы не шокировать других гостей. Мы же решили пойти от обратного. Дресс-код, кстати, не обязательный для соблюдения, даёт тему, мотив. Далее каждый участник встречи волен представить своё видение исполнения дресс-кода. Мероприятие, которое состоялось на Московском ипподроме, отсылало нас к тематике шляп. Снежной зимой мы проводили встречу людей в белом, ещё одно предновогоднее настроение прошло в оранжевых тонах. В 2016 году, до того, как это стало мейнстримом, мы провели вечеринку масок. Год спустя, встречаясь на площадке спортивного комплекса, мы приветствовали спортивную стилистику.
В 2022 году был предложен чёрно-белый дресс-код. Мы в официальном ТГ-канале мероприятия дали подробную информацию о том, что символизирует дресс-код. Отрадно, что множество гостей поддержали нашу инициативу. А уже во время неофициальной части мероприятия состоялся так называемый конкурс дресс-кода, в ходе которого претенденты представлялись и рассказывали о том, что их вдохновляло при создании того или иного образа. Далее общим голосованием гости выбрали двух победителей, которым удалось наиболее ярко представить свою реализацию предложенного дресс-кода.
Ещё одна традиция, которую мы обыграли в мероприятии — украшение новогодней ели игрушками. Добавим один штрих — игрушки должны иметь символику компании или авиационную стилистику — и получаем авиационную новогоднюю ёлочку.
Сегодня концепция мероприятия устоялась: Авиационный пресс-клуб является площадкой, на которой участники отрасли знакомятся друг с другом и общаются в неформальной атмосфере. У мероприятия есть традиции, которые повторяются из года в год, и есть уникальная составляющая, которую привносят партнёры мероприятия.
Выбор партнёров
Для проведения успешного мероприятия нужны не только финансовые ресурсы. Главное — команда единомышленников, которая может генерировать свежие идеи и воплощать их в виде конкретных действий на площадке. Поэтому у Авиационного пресс-клуба не бывает спонсоров, есть только партнёры, которые вносят в подготовку каждой встречи свой интеллектуальный и организационный вклад.
Агентство «АвиаПорт», приступая к работе над XXI встречей Авиационного пресс-клуба, постаралось привлечь в качестве партнёров компании, которые образуют своего рода экосистему, формируют облик отрасли будущего. Авиакомпания «Аэрофлот» — лидер одноимённой группы — является крупнейшим российским авиаперевозчиком, присутствующим в различных рыночных сегментах и различных регионах. Госкорпорация Ростех — не просто консолидатор активов в высокотехнологичных отраслях промышленности, это ещё и партнёр российских авиаперевозчиков, в частности — партнёр «Аэрофлота». Как известно, группа «Аэрофлот» является крупнейшим эксплуатантом самолётов Superjet 100 производства «Объединенной авиастроительной корпорации». Кроме того, в ходе Восточного экономического форума было подписано соглашение на поставку 339 гражданских воздушных судов для группы «Аэрофлот», среди них МС-21, Ту-214 и Superjet New.
Партнёрство «Аэрофлота», Госкорпорации Ростех и «Объединенной авиастроительной корпорации» мы постарались перенести и на площадку Авиационного пресс-клуба. Приветствуя участников встречи, представители этих компаний акцентировали внимание на том, что российская гражданская авиация и авиапроизводитель работают рука об руку, и плоды этого партнёрства в ближайшем будущем будут заметно влиять на информационное поле, наполняя его позитивными новостями.
«АвиаПорт» предложил поддержать мероприятие ещё трём компаниям, взаимодействие которых с «Аэрофлотом», на наш взгляд, подчеркнуло бы идею партнёрства российских игроков. То, что «Международный аэропорт Шереметьево» является базовым аэропортом для группы «Аэрофлот» хорошо известно. А вот участие компаний «РТ — Проектные технологии» и «Сирена-Трэвел» напомнило гостям о том, что взаимодействие Госкорпорации Ростех и национального перевозчика происходит не только по линии поставок авиатехники, но и в области развития ИТ-продукта. Успешная миграция «Аэрофлота» и «Победы» на PSS Leonardo — очень яркое и значимое событие для авиаотрасли.
Компания «Аэромакс» стоит несколько особняком — у неё нет совместных проектов с «Аэрофлотом». Но мы полагаем, что тематика применения беспилотных технологий в народном хозяйстве станет одним из магистральных направлений развития авиации. Поэтому инициативу компании поддержать встречу участников Авиационного пресс-клуба со стороны одного из ведущих игроков этого рыночного сегмента мы с радостью поддержали.
Интеграция партнёров
Взаимодействие организаторов мероприятий с партнёрами предполагает дифференциацию взаимных обязательств в зависимости от того, какие запросы и потребности есть у партнёров.
Формальная сторона вопроса закрывается подписанием соглашений, которые предусматривают, что представители компании — генерального партнёра и компаний — официальных партнёров участвуют в торжественной церемонии открытия мероприятия и в награждении лучших журналистов. Представители компаний-партнёров участвуют только в награждении. Логотипы этих компаний размещаются на различных носителях, печатных и электронных, находящихся в месте проведения встречи. Это достаточно традиционные подходы, которые практикуются повсеместно.
Со своей стороны мы предложили дополнительную активность на площадке. 08 декабря отмечается международный день художника, мы решили обыграть эту дату, предоставив авиационным фотографам и блогерам возможность поделиться своими работами. На мониторах, расположенных в зале, в режиме слайд-шоу демонстрировались подборки фотографий, соответствующих предложенной тематике. На многих десятках кадров были представлены самолёты авиакомпаний «Аэрофлот» и «Россия», современные самолёты производства «ОАК», современные и исторические лайнеры разработки ОКБ Туполева. Коллеги из «Шереметьево» самостоятельно подготовили фотоподборку, включавшую как исторические кадры, так и современные снимки, показавшие трансформацию крупнейшего аэропорта страны.
Ещё один подход к интеграции партнёров был реализован в фотозоне. Хорошо известная технология съёмки на зелёном фоне (так называемый хромакей) позволяет подставлять на финальном изображении один из нескольких предварительных фонов. В итоге, все желающие могли сфотографироваться в салоне исторического лайнера «Аэрофлота», либо запечатлеть себя на борту МС-21.
Авиакомпания «Аэрофлот», будучи генеральным партнёром мероприятия, внесла наибольший вклад в формирование перечня активностей на площадке. Важно акцентировать, что вклад этот в большей степени был нематериальным. Представители авиакомпании на этапе подготовки активно участвовали в обсуждении сценария проведения встречи, а затем вникали во все аспекты реализации замыслов: знакомились с техническими возможностями площадки, адаптировали имеющиеся маркетинговые материалы и создавали новые. Итогом этой работы стали яркая демонстрация исторической униформы бортпроводников «Аэрофлота», охватившая временной промежуток с 1970-х годов до наших дней; фотосессия с стюардессами авиакомпании; первая публичная демонстрация элементов юбилейного стиля, выбранного в преддверии 100-летия авиакомпании; запуск отсчёта 100 дней до векового юбилея «Аэрофлота».
XXI встреча Авиационного пресс-клуба принесла её участникам много положительных эмоций в силу ряда причин. Во-первых, возможность встретиться и пообщаться с коллегами «вживую», оффлайн, оказалась в постпандемийный период весьма востребована. Во-вторых, и среди представителей пресс-служб, и среди журналистов произошли многочисленные кадровые изменения. Появились десятки новых специалистов, и для многих из них эта встреча стала первым «выходом в свет» — то есть первым крупным отраслевым мероприятием, на котором можно было пообщаться с коллегами по цеху, контрагентами и партнёрами. В-третьих, мероприятие получило яркое наполнение, которое поддерживало внимание и интерес аудитории.
Полагаем, что Авиационный пресс-клуб в очередной раз исполнил своё предназначение: объединил единомышленников и партнёров. Это обстоятельство даёт нам моральное право строить амбициозные планы на будущее и готовить новые встречи. Мы будем признательны всем участникам Авиационного пресс-клуба за обратную связь, свежие идеи и предложения. И снова и снова обращаемся со словами глубокой благодарности в адрес партнёров и участников встречи.
Источник: aviaport.ru