Авиационный пресс-клуб, с 2006 года объединяющий представителей пресс-служб компаний воздушного транспорта, авиационной промышленности, смежных отраслей и журналистов общественно-политических, деловых, отраслевых СМИ и новых медиа, пишущих об авиации, провёл XXI встречу своих участников. Как и в предыдущие годы, одним из ключевых событий зимней встречи стало подведение итогов конкурса профессионального мастерства среди журналистов. Победители и призёры в четырёх основных и трёх специальных номинациях были названы 08 декабря. Теперь же настало время поговорить о тенденциях, которые выявило голосование среди представителей пресс-служб.
Правила игры
Авиация на протяжении многих десятилетий остаётся сферой повышенного внимания и интереса для профессионалов и обывателей. Удовлетворить спрос на информацию помогают тысячи изданий. Большинство из них обращается к авиационной тематике время от времени. Некоторые держат руку на пульсе отрасли, готовя по нескольку публикаций в месяц. Наконец, отраслевые издания порой формируют поток новостей, в котором неподготовленный читатель рискует буквально утонуть.
Среди авторов и СМИ, освещающих авиационную тематику, сохраняется конкуренция. Этот безусловно позитивный фактор даёт право на жизнь конкурсу профмастерства. С одной стороны, он воздаёт по заслугам тем, что выполняет свою работу квалифицированно и честно. С другой — становится стимулом для самосовершенствования и роста.
Традиционными подходами при определении победителей различных конкурсов являются голосования и замеры по тем или иным метрикам. Голосования можно проводить либо в широкой аудитории (например, среди читателей), либо узким составом экспертов. Последние, в свою очередь, могут представлять как потребителей информации, так и непосредственно журналистское сообщество. К метрикам, позволяющим определить лидеров, можно отнести показатели «плодовитости» авторов, статистику по количеству прочтений, перепечаток и перепостов, либо по вовлечённости читательской аудитории.
Формирование оптимальной методики — творческий процесс. В случае конкурса, проводимого под эгидой Авиационного пресс-клуба, было реализовано простое и логичное решение. Клубный, закрытый характер мероприятия подразумевает, что оптимальным является голосование внутри профессионального сообщества. Организатор мероприятия — Отраслевое агентство «АвиаПорт» — предлагает несколько основных и специальных номинаций. Участники Авиационного пресс-клуба — представители пресс-служб компаний и организаций авиационной отрасли — в каждой из номинаций называют фамилии журналистов, которые, по их мнению, в наибольшей степени достойны поощрения. Непосредственная механика голосования проста: представители пресс-служб заполняют заблаговременно направленные анкеты, указывая в каждой из номинаций фамилии претендентов. Задача организатора — подсчитать, кого из журналистов упоминают чаще всего. Сам организатор также имеет право голоса в ситуации, когда два или более претендента получают одинаковое количество упоминаний.
Голосование в 2022 году проходило с умеренной интенсивностью, в этом плане за минувшие годы ничего не изменилось. В срок, отведённый для заполнения анкет, уложилось всего 24 пресс-секретаря. Ещё шесть анкет, полученных нами после отправки данных для печати дипломов, не рассматривались. Отметим, что для специалиста, занимающегося связями с общественностью и регулярно читающего подборки публикаций, заполнение анкеты является задачей на 15-20 минут.
Сухие факты
Как было отмечено ранее, нами предложено четыре основных номинации (деление идёт по формату издания: информагентство, газета, отраслевое издание и «новые медиа» — блоги, аккаунты в соцсетях и т.д.) В каждой основной номинации представлены две категории — воздушный транспорт и авиационная промышленность. В каждой основной номинации для каждой категории определяется один победитель и два призёра.
Две специальных номинации также имеют по две категории. Спецноминация «Разрешите взлёт» отмечает работу журналиста, начавшего писать об авиации в прошедшем либо текущем году. Специальная номинация «Иду на грозу» посвящена проблемным материалам и расследованиям. Также партнёр мероприятия — компания «Аэромакс» — объявила собственную специальную номинацию «Взгляд в беспилотное будущее», в которой была вручена только одна награда, так как разделения по категориям не было предусмотрено. В специальных номинациях называется только один победитель.
Приведём перечень призёров и победителей.
Основная номинация: Лучший журналист информагентства
Категория «Воздушный транспорт»:
Победитель — Маргарита Меньшакова (Интерфакс)
Призёры — Артём Кореняко (РБК), Мария Амирджанян (ТАСС)
Награды победителю и призёрам вручил представитель генерального партнёра встречи Авиационного пресс-клуба — авиакомпании «Аэрофлот».
Категория «Авиационная промышленность»:
Победитель — Мария Амирджанян (ТАСС).
Призёры — Маргарита Меньшакова (Интерфакс), Милена Синева (ТАСС).
Награду вручил представитель официального партнёра встречи Авиационного пресс-клуба — Госкорпорации Ростех.
Основная номинация: Лучший журналист ежедневной газеты
Категория «Воздушный транспорт»:
Победитель — Айгуль Абдуллина (Коммерсантъ)
Призёры — Анастасия Львова (Известия), Инна Сидоркова (Ведомости)
Награды победителю и призёрам вручил представитель генерального партнёра — авиакомпании «Аэрофлот».
Категория «Авиационная промышленность»:
Победитель — Анастасия Львова (Известия)
Призёры — Инна Сидоркова (Ведомости), Наталья Ячменникова (Российская газета)
Награду вручил представитель официального партнёра — Госкорпорации Ростех.
Основная номинация: Лучший журналист отраслевого издания
Категория «Воздушный транспорт»:
Победитель — Илья Вайсберг (Авиасоюз)
Призёры — Екатерина Тропова (АТОР), Олег Пантелеев (АвиаПорт)
Награду вручил представитель партнёра встречи Авиационного пресс-клуба — «Международного аэропорта Шереметьево».
Категория «Авиационная промышленность»:
Победитель — Андрей Фомин (Взлёт)
Призёры — Дмитрий Безобразов (Крылья Родины), Максим Пядушкин (АТО)
Награду вручил представитель официального партнёра встречи Авиационного пресс-клуба — «Объединенной авиастроительной корпорации».
Основная номинация: Лучший автор новых медиа
Категория «Воздушный транспорт»:
Победитель — Максим Талавринов (Авиаторщина)
Призёры — Илья Шатилин (Frequentflyers), Марина Лысцева (Fotographersha)
Награду вручил представитель партнёра встречи Авиационного пресс-клуба — компании «Сирена-Трэвел».
Категория «Авиационная промышленность»:
Победитель — Андрей Фомин (Взлёт)
Призёры — Александр Левин (АвиасалонМАКС), Максим Талавринов (Авиаторщина)
Награду вручил представитель официального партнёра — «Объединенной авиастроительной корпорации».
Специальная номинация: «Иду на грозу»
Категория «Воздушный транспорт»:
Победитель — Максим Талавринов (Авиаторщина)
Награду вручил представитель авиакомпании «Победа», входящей в Группу «Аэрофлот».
Категория «Авиационная промышленность»:
Победитель — Инна Сидоркова (Ведомости)
Награду вручил представитель партнёра встречи Авиационного пресс-клуба — компании «РТ — Проектные технологии».
Специальная номинация: «Разрешите взлёт»
Победитель — Айгуль Абдуллина (Коммерсантъ)
Награду вручил представитель официального партнёра — «Объединенной авиастроительной корпорации».
Специальная номинация: «Взгляд в беспилотное будущее»
Победитель — Айгуль Абдуллина (Коммерсантъ)
Награду вручил представитель партнёра встречи Авиационного пресс-клуба — компании «Аэромакс».
Читая между строк
Изучение анкет дало возможность не только выделить лидеров, но и оценить другие параметры: как много претендентов названо, есть ли ярко выраженные лидеры, каков отрыв лидеров от преследователей.
В номинации, посвящённой журналистам информационных агентств, фамилии корреспондентов повторялись в обоих категориях. Это, на наш взгляд, стало следствием того, что корреспонденты, специализирующиеся на тематике воздушного транспорта, также пишут и о гражданских программах авиастроения. Сокращение потока информации по новинкам военного авиастроения и, как следствие, числа публикаций по этой теме привело к тому, что корреспонденты «от оборонки» в этом году оказались в числе аутсайдеров, из тройки в категории «Авиационная промышленность» только Милена Синева специализируется на авиапромышленности, в то время как Мария Амирджанян и Маркарита Меньшакова пишут преимущественно о транспорте. Лидерство журналистов в этой номинации очевидно — победители и призёры имеют явный отрыв от претендентов, не получивших наград: четыре-шесть голосов и один-два голоса соответственно.
Ещё более ярко выражено лидерство среди корреспондентов газет. Победитель в категории «Воздушный транспорт» Айгуль Абдуллина набрала рекордные 11 голосов, ближайший преследователь — восемь, в то время как прочие претенденты — только один-три голоса. В категории «Авиационная промышленность» разброс не столь велик, лидеры имеют по четыре-пять голосов, аутсайдеры — один-два.
Следует отметить, что в деловых изданиях среди авторов, пишущих об авиации, отсутствует гендерное неравенство в том формате, в каком его можно было бы себе представить. Тут нет засилья бородатых мужчин с инженерным образованием. У авиационной журналистики теперь женское лицо. С чем это связано? Возможно — с общими процессами, происходящими в обществе (устранение того самого гендерного неравенства), возможно с тем, что сегодня ньюсмейкеры предпочитают не рассказывать журналистам ничего, требующего специального образования. Времена, когда в деловых СМИ на отраслевые темы писали журналисты, имевшие опыт работы в соответствующих отраслях, прошли. Впрочем, и у многих ньюсмейкеров отраслевой опыт не слишком велик. Так или иначе, не обойдусь без комплиментов в адрес победительниц в этих номинациях: конечно, их личное обаяние помогает «разговорить» собеседника, но вот способность сформулировать вопросы, корректно изложить сложную информацию на «красивые глазки» не спишешь: это результат глубокого погружения в проблематику.
Номинация «Лучший журналист отраслевого издания» откровенно разочаровала в том смысле, что многие опрошенные эксперты называли не по две-три фамилии претендентов, а ограничивались одной фамилией. В категории воздушный транспорт лидеры имели по два голоса, а аутсайдеры — только один голос. Увы, деградация отраслевой прессы видна «невооружённым глазом». Численность редакционных коллективов сократилась, тиражи упали, а некоторые издания либо вовсе прекратили существование, либо целиком ушли в онлайн-формат. Конечно, ничто не проходит бесследно: как в своё время Издательский дом А4 дал отрасли много талантливых журналистов, некоторые из которых запустили свои проекты, так и лучшие авиационные издания дали путёвку в жизнь авторам деловых СМИ. Среди победителей и призёров 2022 года Артём Кореняко и Максим Талавринов, ранее работавшие в «Авиатранспортном обозрении», но теперь представляющие другие издания. Несколько благополучнее выглядит ситуация в категории «Авиационная промышленность», где отрыв победителя Андрея Фомина и призёров от других претендентов более заметен.
Наибольшая конкуренция сложилась в номинации «Лучший автор новых медиа». Не обошлось в номинации без особенностей. В категории «Воздушный транспорт» большинство проголосовавших называли конкретного автора по имени и фамилии, а Максим Талавринов явно лидировал по результатам опроса с шестью голосами. Призёрам досталось четыре и два голоса, никто из преследователей более одного голоса не получил. Феноменом категории «Авиационная промышленность» стало то, что в ней голосовавшие указывали преимущественно названия Телеграм-каналов. Количество претендентов в этой категории — максимальное, а отрыв победителя всего в один голос. Явных лидеров, увы, пока не выявлено.
Основная номинация «Лучший автор новых медиа» в 2022 году введена впервые. В будущем она как минимум сохранится, как максимум — будет делиться на группы. Сегодня переток читательского интереса в Телеграм — явление очевидное, и авиация не стала исключением. Тематике авиапромышленности посвящено достаточно много каналов, авторы которых стараются остаться инкогнито. В 2022 году значительно сократилось внимание аудитории к некогда популярным социальным сетям, ныне признанным экстремистскими. В то же время, у авиации были свои амбассадоры с числом подписчиков, зашкаливавшим за 100 тысяч. Выскажу в адрес пресс-секретарей претензию: при голосовании в этой номинации обойти вниманием Артёма Каширина было, мягко говоря, странно.
В специальной номинации «Иду на грозу» обошлось без сюрпризов. Максим Талавринов и Инна Сидоркова подготовили достаточно большое количество статей, подаривших пресс-секретарям компаний авиационной отрасли бессонные ночи и нагоняи от начальства. Насколько мне известно, не обходилось и без бесед «по понятиям», в которых авторам намекали о существовании «запретных» тем. Но оба победителя в этой спецноминации не меняют своего подхода к подготовке статей, называют вещи своими именами и не пытаются обходить острые углы.
Награждение в специальной номинации «Разрешите взлёт» в 2022 году прошло без разделения по категориям: пресс-секретари компаний и воздушного транспорта, и авиационной промышленности с удивительным единодушием отметили Айгуль Абдуллину. Воистину, авиация обладает омолаживающим эффектом! Айгуль имеет опыт работы в СМИ с 2011 года, но стоило ей взять в качестве специализации авиационную тематику, как она стала молодым, но подающим надежды автором. Впрочем, среди авторов, которые начали писать об авиации в 2021 году, большой конкуренции действительно нет.
Наконец, Айгуль получила награду и в специальной номинации «Взгляд в беспилотное будущее». Нам здесь комментировать нечего: победителя назвала компания «Аэромакс», которая эту номинацию и учредила.
Вместо заключения
Мы надеемся, что и общественно-политические, и деловые, и отраслевые СМИ сумеют приспособиться к стремительно меняющемуся формату создания и потребления информации. Очевидно, что традиционная журналистика сталкивается со многими вызовами, но два из них следуют особого упоминания.
Первый — изменение формата. Массовому читателю трудно осилить «много букв», а ожидания от оперативности появления информации увеличились многократно. И если в первой половине 1990-е годов, по меткому определению Владимира Карнозова, отраслевая пресса жила с тактом один раз в месяц — с такой частотой выходили журналы, то во второй половине десятилетия и в начале нулевых появились еженедельные журналы и приложение «Независимое военное обозрение». Появление специализированных отраслевых порталов позволило читать новости ежедневно, обновления появлялись по нескольку часов в день. В нынешнем десятилетии бал правят ТГ-каналы, которые сигнализируют о выходе новых постов так часто, что сиюминутно отслеживать все сообщения стало просто невозможно. Информационный вал захлестнул читательскую аудиторию и породил апатию, сообщений много, но большинство из них просто пролистывается привычным движением пальца по экрану смартфона.
Второй вызов, актуальный для отраслевой журналистики — становление корпораций в качестве первоисточников информации. Сегодня крупные компании имеют свои официальные аккаунты в социальных сетях, в Телеграмм, некоторые выпускают корпоративные журналы. От коротких сообщений до развёрнутых статей с эксклюзивными подробностями — всё это формирует новую информационную среду, в которой специализированные издания теряют свою актуальность. Корпорациям зачастую не нужны посредники, чтобы работать с читательской аудиторией.
Третий вызов пока не стал массовым явлением, но сбрасывать его со счетов не стоит. В условиях проведения специальной военной операции государство стало закручивать гайки. То, что в 1990-е годы подробно раскрывалось в публикациях сейчас становится тайной за семью печатями, разглашение которой может обернуться суровым наказанием. Представители пресс-служб уже мрачно шутят, что самыми распространёнными темами для информационных сообщений становятся корпоративные спортивные соревнования и дни доноров. Но не исключено, что и сегодняшний уровень информационной открытости в будущем окажется лишь в наших воспоминаниях. Пока же мы видим, что насыщенные фактами и аналитикой публикации всё чаще появляются в анонимных ТГ-каналах.
Источник: aviaport.ru