За последние три года (2021-й, 2022-й и 2023-й) доля металлургических грузов в общей погрузке на сети РЖД колеблется вместе с объемами (за январь – февраль). Так, если в 2021 году доля металлов составляла 5,4% и при росте объемов перевозки она выросла до 5,9%, в 2022-м объемы перевозки снизились и, соответственно, снизилась и доля металлургических грузов. О динамике и трендах последних трех лет сегодня на деловом семинаре «Грузовая панорама. Металл: особенности логистики металлургических грузов» рассказал президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
Он отмечает, что металлы движутся не в общем с другими грузами тренде. В среднем в январе грузилось 2,5 тыс. вагонов с металлами в сутки, в феврале – уже 2,6 тыс. Основными дорогами погрузки независимо от динамики на сети по-прежнему остаются Южно-Уральская, Северная, Юго-Восточная, Свердловская и Западно-Сибирская железные дороги.
«Все понимают, как сейчас разворачивается логистика: все стараются проехать на Восточный полигон и освоить МТК Север – Юг. И сейчас проехать удается либо угольщикам, либо контейнерщикам. Металлурги имеют маленький процент доступа на Восточном полигоне в общем объеме, несмотря на то что это грузы 3-го класса. Предприятиям Западно-Сибирской и Южно-Уральской дорог в какой-то степени проще. А тем, кто везет по Северной дороге, уже пришлось развернуться на восток. Это, во-первых, ведет к удлинению плеча и росту транспортных затрат и транспортной составляющей. Во-вторых, есть вероятность, что эти объемы будут вытеснять своих коллег с Южно-Уральской и Западно-Сибирской дорог», – рассуждает П. Иванкин.
Северно-Кавказская железная дорога, по его словам, готовится принять массовые перевозки для коридора Север – Юг. Соответственно активно ведут себя здесь контейнерные операторы. И у операторов вагонов есть определенные сложности, так как металлурги в силу различных обстоятельств начинают обращать внимание на контейнеры и переключаться на них в целях сокращения транспортных издержек в пути следования и обеспечения возможности проезда по Восточному полигону с какими-то гарантированными объемами.
«Контейнер позволяет сегодня сократить доступ к грузу, время перевалки на различных этапах транспортировки и незначительно, но снизить транспортные затраты, которые растут за счет удлинения транспортного плеча. В любом случае надо понимать, что при опережающей динамике перехода грузов в контейнеры операторы, конечно, поднимут определенный шум, для того чтобы сохранить объемы перевозок металлургических грузов», – говорит П. Иванкин.
Он добавляет, что железнодорожники активно поддерживают контейнерные перевозки. Сегодня идет работа над увеличением возможности ежесуточного пропуска контейнеров через Восточный полигон. Но при активном действии программы развития и увеличения объемов через дороги Восточного полигона есть своего рода «жертвы» со стороны грузовладельцев и грузоотправителей. В меньшей степени это касается угольщиков, в большей – металлургов. Поэтому один из параллельных трендов сегодня – переключиться металлургам на контейнеры и обеспечить вывоз своих грузов через Восточный полигон.
Напомним, что по итогам 2022 года железными дорогами было погружено черных металлов – 66,3 млн т (-4,3%); лома черных металлов – 12,9 млн т (-21,5%). В этом году в январе – феврале перевозка черных металлов на сети составила 10,5 млн т (-11%); лома черных металлов – 1,4 млн т (-14,4%). В контейнерах перевозка в контейнерах черных металлов достигла 43 тыс. ДФЭ (+8,5%); цветных металлов – снизилась до 19,8 тыс. ДФЭ (-19,9%).
Источник: rzd-partner.ru